Меню

Наши работы

design-001design-027design-075design-028

Фигурная стрижка растений

Живая изгородьЖивые изгороди – это целая глава в истории садового искусства. Они формируют пространство и определяют структуру сада. В художественном смысле живая изгородь для сада все равно что красивая рама для картины, придающая законченность живописному полотну.

Когда-то на Руси сад поэтически называли вертоградом. Этот участок обхоженной земли со всем, что на нем произрастало, нуждался в ограде (отсюда старое название), т. е. защите — поначалу от ветра и диких животных, а позже и от любопытных глаз соседей, нарушавших естественное право каждого человека на уединение. 

Выход подсказала человеку сама природа. Возможно, прообраз живой изгороди возник еще в ту пору, когда человек начал отвоевывать территории у леса. Оставленные по краям раскорчеванного участка пни задерживали разносимые ветром семена, они прорастали и образовывали естественные изгороди из молодых растений. А в Древнем Египте умели держать "в узде" кустарники с помощью регулярной стрижки. Первые свидетельства тому были найдены в описаниях Плинием Младшим сада Тускулума с его вечнозелеными узорами из стриженого самшита. Получившее дальнейшее развитие в средние Живая изгородьвека искусство стрижки живых изгородей достигло своего расцвета в эпоху Возрождения. Со временем, зеленые стены и крыши традиционных "конструкций" стали дополняться более вычурными элементами, характерными для стиля барокко. В первую очередь это касалось оформления "гребней" живых изгородей. В эпоху Просвещения такая искусственность, привносимая в естественное зеленое убранство садов, все чаще стала подвергаться критике. В результате в ландшафтном дизайне "в моду вошли" пейзажные сады. Бесспорно, природная красота идеальна. И неформованные живые изгороди из  деревьев и кустарников в первую очередь привлекают своей естественностью. Но из-за того, что их свободный рост ничем не ограничивается, они отнимают у сада довольно большие площади. В связи с этим встал вопрос о более "экономных" вариантах садовых ограждений. Самое простое решение — отгородиться от внешнего мира обычным забором из мертвого материала. Но торопиться не стоит. Существует огромное количество деревьев и кустарников, которые с давних пор использовались в качестве "строительного материала" для формованных изгородей, более компактных по сравнению со свободно растущими. 

Имея совершенно определенное назначение ограничивать или разделять пространство и выполняя защитную функцию, они оказывают на человека благотворное влияние и в эмоциональном смысле — ведь они живые! Художественно оформленная стриженая изгородь — это настоящее произведение искусства. Еще в эпоху Ренессанса по наличию такого живого ограждения можно было судить о положении, которое занимал в обществе владелец сада. 

Если вы решили "возвести" в своем саду живую изгородь, следует не только найти для нее удачное место, но и основательно обдумать все в деталях. Прежде всего необходимо правильно подобрать "строительный" материал. Здесь обязательно учитываются потенциальные возможности роста кустарника, т. е. высота, ширина и характеристика кроны растения во взрослом состоянии, а также цветовая гамма его листвы и то, в каком наряде оно остается зимовать. Важно заранее определить предполагаемую высоту и ширину живой изгороди, равно как и ее будущие очертания.

Уход и регулярная обрезка

Нельзя сбрасывать со счетов и возможные погрешности, которых не избежать при первых же стрижках живой изгороди. Поэтому лучше заранее выбрать такое растение, которое быстро исправит ваши ошибки, Живая изгородьнапример бирючину или тис. Тису, правда, на это понадобится несколько больше времени, но он тоже незлопамятен. После посадки растения потребуют от вас непрерывного ухода. В первые годы регулярная стрижка — это необходимое условие для их успешного роста, поэтому проводить ее необходимо не только в декоративных целях. Но это занятие приятное. Под монотонный стук садовых ножниц рождаются хорошие идеи, как, например, с помощью выстриженных "окошек", сводов и фантазийно оформленных угловых элементов, сделать живой частокол достойным обрамлением сада. Или придать концепции сада архитектурную стройность, перегородив его живыми ширмами. В летний период вся эта "садовая геометрия" отступает на второй план, образуя великолепные кулисы для цветочных растений. На авансцену зеленые архитектурные формы вновь выдвигаются лишь с приходом осени — под занавес цветения летников. А в течение всей зимы они остаются просто вне конкуренции!

Бесспорно, самый быстрый способ выращивания живой изгороди до ее окончательной высоты — это использование в качестве посадочного материала уже относительно рослых растений. Однако у этого решения помимо финансовой стороны, предполагающей большие затраты, есть еще один серьезный недостаток. Такие посадки будут выглядеть не сплошной зеленой стеной, а как отдельные элементы, высаженные в ряд. Особенно заметно это бывает у листопадных пород зимой, когда они сбрасывают листву. Часто при "быстром" способе посадки живой изгороди сами размеры растений не позволяют выдержать минимально необходимый интервал между ними. Кустарники, посаженные осенью, подлежат радикальной обрезке. Это способствует росту новых побегов весной, их ветвлению и переплетению между собой. У вечнозеленых деревьев и кустарников вызывают рост новых побегов, выполняя обрезку ранней весной на второй год после посадки, в то время как у листопадных ее проводят только после того, как они зазеленеют.

Время обрезки зависит в каждом конкретном случае от выбранной для живой изгороди породы. Важно: с конца августа, за исключением новых посадок, обрезка не